Ремонт автомобильных аккумуляторов

Ремонт автомобильных аккумуляторов


Рассмотрим характерные неисправно­сти автомобильных аккумуляторных ба­тарей:

1) повреждение банок;

2) разбухание и коробление блоков пластин;

3) сульфатация пластин;

4) замыкание пластин в результате осыпания активной массы;

5) внутренний обрыв (отрыв пластин от вывода).

Первые два типа неисправностей ак­кумуляторных батарей мы рассматривать не будем, так как первая неисправность устраняется либо заменой банок, либо за­делкой трещин общеизвестными способа­ми. Что касается второго типа неисправ­ности, то для ремонта такого аккумулято­ра необходимо полностью заменить пла­стины. Тем не менее, выбрасывать такую батарею на свалку не следует торопить­ся — можно использовать для ремонта другого аккумулятора и уцелевшие бан­ки, клеммы, перемычки, изоляционные прокладки, да и просто свинец для пайки.

Прежде чем приступать к ремонту ак­кумуляторной батареи, необходимо тща­тельно осмотреть ее на наличие механи­ческих повреждений, трещин в банках, подтекание электролита, чистоту поверх­ности.

Зачастую повышенный саморазряд ба­тареи можно устранить, тщательно про­терев поверхность между клеммами. Так­же не следует торопиться разбирать бата­рею, если она на автомобиле «плохо заря­жается». В этом случае необходимо про­верить натяжение ремня генератора, его исправность, величину напряжения на клеммах аккумуляторной батареи при ра­ботающем на средних оборотах двигате­ле — она должна быть в пределах 13,8...14,1 В. Если это напряжение отли­чается от указанного, необходимо отрегу­лировать или заменить реле-регулятор.

Если все же подозрения остались, то необходимо провести так называемый контрольный цикл — полный заряд бата­реи, а затем разряд током, значение кото­рого равно:

I=С/10 (А),

где С — номинальная емкость батареи (А/ч).

Во время заряда батареи могут поя­виться некоторые признаки, указываю­щие на характер неисправности:



1) батарея плохо «берет» заряд — при увеличении напряжения зарядного уст­ройства ток заряда растет медленно. Это указывает на сульфатацию пластин бата­реи;


2) если при этом слышно характерное шипение в одной из банок, ток заряда резко изменяется, сильно разогревается одна из клемм батареи, то это указывает на то, что в одной из банок нарушился контакт между блоком пластин и клем­мой;

3) ток заряда устанавливается нор­мально, однако в одной или нескольких банках плотность электролита не возра­стает или растет медленно, а примерно через час после начала заряда нагревает­ся дно банок — это результат замывания пластин осыпавшейся активной массой.

Если же все нормально, то необходимо полностью зарядить батарею, дать ей ос­тыть в течение 2...3 часов, замерить и за­писать плотность в каждой банке. По ис­течении суток снова замерить плотность электролита. Если она сильно понизи­лась, то это указывает на повышенный саморазряд. В этом случае можно попро­бовать сменить электролит. Для этого старый электролит необходимо слить, предварительно полностью зарядив бата-рею, промыть батарею дистиллированной водой и залить свежий электролит. Бата­рею снова зарядить и проверить ее на са­моразряд, как указано выше. Если само­разряд имеет незначительную величину, то проводят контрольный цикл заряд — разряд для проверки емкости аккумуля­торной батареи. Разряд батареи при контрольном цикле производят до снижения напряжения хотя бы на одной банке до значения 1 ,8 В. При этом емкость батареи будет равна:

C = TxI,

где С — емкость батареи (А/ч), Т — время разряда (час), I — ток разряда (А).

Для разряда можно использовать авто­мобильные лампы накаливания соответ­ствующей мощности.

Сульфатация пластин аккумулятор­ной батареи обычно происходит из-за за­грязнения электролита, применения не­дистиллированной воды, длительного хранения батареи в разряженном состоя­нии.

Для устранения сульфатации необхо­димо произвести десульфатационные циклы заряд — разряд и замену электро­лита. Последовательность операций при десульфатационном цикле такая же, как и при контрольном, однако ток заряда и разряда должен составлять 25% от нор­мального. Количество десульфатационных циклов, которые необходимо произ­вести, зависит от степени сульфатации аккумуляторной батареи. Их проводят до тех пор, пока емкость батареи не достиг­нет значения, близкого к номинальному. При проведении десульфатации возмож­но появление пены, которую необходимо удалять.



Сложнее восстановить работоспособ­ность аккумуляторной батареи, если об­наружено, что нарушен контакт в одной из банок. Если батарея неразборная, то ее отремонтировать не удастся, можно лишь использовать ее «на запчасти».

Если же конструкция разборная, то необходимо ножовкой перепилить пере­мычки, соединяющие неисправную банку с соседними банками, очистить крышку банки от мастики и вынуть блок пластин из банки. Извлеченные пластины про­мыть дистиллированной водой. Тщатель­но осмотреть блок, найти нарушенный контакт. Восстанавливается контакт при помощи пайки паяльником мощностью 100...200 Вт. Места, подлежащие пайке, тщательно зачищают до блеска и сразу же покрывают стеарином или кани­фолью, растворенной в спирте. Пайка производится чистым свинцом, примене­ние оловянных и других припоев недопу­стимо.

После устранения неисправности блок пластин устанавливается на свое место (при этом соблюдайте полярность), раз­резанные перемычки запаиваются. Затем разогретой до жидкого состояния масти­кой заливают щели между крышкой и корпусом.

Если в батарее обнаружено замыкание из-за осыпания активной массы, то вос­становить работоспособность батареи можно, несколько раз промыв банки дис­тиллированной водой (при этом энергич­но встряхивая батарею). Не забудьте пе­ред сливом электролита зарядить бата­рею. После промывки вновь заливают электролит и проводят контрольный цикл.

Если же промывка не дала положи­тельного результата, требуется разборка батареи, чтобы вымыть осыпавшуюся ак­тивную массу. Если при разборке батареи обнаружено, что осыпалась значительная часть активной массы, то осыпавшиеся пластины необходимо заменить.

Обычно осыпаются положительные пластины (они имеют светло-коричневый цвет), а отрицательные (серого цвета) ос­таются неповрежденными. Поэтому, если у вас нет ремкомплекта (они иногда быва­ют в продаже), то можно для замены ис­пользовать отрицательные пластлны дру­гого отработавшего срок аккумулятора такого же размера.



Новые пластины припаивают взамен старых, при этом между пластинами ус­танавливают прокладки. После замены пластин блоки ставят на место, запаива­ют перемычки, заливают щели мастикой.

Отремонтированная таким образом аккумуляторная батарея подлежит формированию, так как у нее несформирова­ны положительные пластины.

Чтобы привести такую батарею в рабо­чее состояние, необходимо залить ее электролитом, дать пропитаться в тече­ние часа, а затем производят несколько циклов заряд — разряд (как и при конт­рольном цикле). Количество циклов оп­ределяется по емкости, отдаваемой бата­реей при разряде. Если емкость аккуму­ляторной батареи достигла номинального значения, то батарею можно зарядить нормальным током и вводить в эксплуа­тацию.

При производстве ремонта аккумуля­торов необходимо соблюдать правила тех­ники безопасности, так как применяемая в качестве электролита серная кислота может при попадании на кожу или в глаза вызвать ожоги. При попадании электро­лита на тело его необходимо немедленно смыть проточной водой и протереть пора­женное место раствором питьевой соды. Также небезопасно попадание свинца и его соединений в организм. При зарядке аккумуляторов выделяется газ, поэтому во избежание взрыва помещение необхо­димо проветривать, нельзя пользоваться открытым пламенем, электронагрева­тельными приборами, курить в помеще­нии, где заряжается аккумулятор.

При приготовлении электролита сна­чала в сосуд следует налить дистиллиро­ванную воду, а затем тонкой струей доба­вить серную кислоту. Наливать воду в кислоту категорически запрещается!

И в заключение несколько советов, ко­торые могут продлить срок службы акку­муляторной батареи:

1) применяйте только заведомо каче­ственный электролит и дистиллирован­ную воду. Не пользуйтесь металлической посудой;

2) если ваша батарея эксплуатируется при температуре окружающей среды вы­ше -30° С, то лучше заливать электролит с плотностью меньшей, чем указывается обычно в инструкции по пользованию ак­кумуляторной батареей. Плотность долж­на быть 1,24 г/см ;



3) контролируйте напряжение генера­тора автомобиля и при необходимости от­регулируйте или замените реле-регуля­тор. Отклонение напряжения в бортовой сети всего на 0,2 В от номинального сни­жает срок службы батареи на 30%;

4) содержите поверхность батареи в чистоте. Клеммы должны быть хорошо зачищены и покрыты консистентной смазкой;

5) если аккумуляторная батарея дли­тельное время не эксплуатируется, ее не­обходимо полностью зарядить и хранить в прохладном месте. Раз в месяц батарею нужно подзаряжать, контролируя плот­ность и уровень электролита. Еще лучше поставить батарею на постоянную подза­рядку небольшим током (30...50 мА). Для этого используется маломощное зарядное устройство, которое бывает в продаже, или же изготовить аналогичное устройст­во.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бухаров А.И., Емельянов И.А., Суд-нов В.П. Средства заряда аккумуляторных батарей и аккумуляторов. Справочник. М.: Энергоатомиз-дат, 1988.

2. Инструкция по вводу в эксплуатацию и обслу­живанию свинцовых стационарных панцирных су-хозаряженных аккумуляторных батарей. г.Тырго-виште, «Балканкар», завод аккумуляторов «Энер­гия», ДП «Дечо Стефанов», 1985.

 

 «Сделай сам», № 4 1994 г.

ББК 32.279 В67

 

Волков В.А.

В67 Заточка бытового инструмента и абразивы / В.А.Вол­ков. Корзина плетеная по ягоду, по грибы... / В.В.По­пов. «Ювелирка» из кожи. / А.А.Ладанюк, Е.А.Кош­мина. — М,: Знание, 1994 — 144 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Сделай сам», № 4).

 ISBN 5-07-002695-Х

3404000000

Главный редактор З.М.Каримова

Ст. научный редактор В.В.Маркин

Редактор О.Г.Жукова

Мл. редактор М.А.Долииская

Худож. Редактор М.А.Бабичева

Художники: Смирнов А.А., Грошиков Б.В., Ладанюк А.А., Кошмина Е.А.

Техн.редактор Т.В.Луговская

Корректор А.М.Ратина

© Издательство «Знание», 1994 г.

OCR Pirat

В.В.Логин. Ремонт автомобильных аккумуляторов


Содержание раздела